Баия - наиболее исторически важный и истинно национальный штат Бразилии. Здесь лучше всего сохранились обычаи и культура африканских предков. В 1501 г. в День Всех Святых итальянский путешественник Америго Веспутчи причалил к берегу в живописном заливе, который и назвал Заливом всех Святых (Baia de Todos оs Santos). В 1549 г. португалец Томе де Сауза приплыл сюда по приказу короля с 400 поселенцами, 400 солдатами, статуей и планом будущего города. Он основал в заливе первую столицу Бразилии - Сальвадор-да-Баия, Будучи так же центром сахарной индустрии, город способствовал процветанию страны на протяжении многих лет, вплоть до мирового снижения цен на сахар в 1820-х гг. Разведение крупной рогатого скота, экспорт табака, золота и бриллиантов способствовал! обогащению города. Сальвадор считался вторым по значению городом в португальской империи после Лиссабона. Он оставался столицей в 1763 г. Великолепие колониальной Бразилии отражено в щедро украшенных золотом церквях, богатых особняках, в оформлении многочисленных фестивалей. Однако, в XVII в. это место стали называй «Залив всех Святых и почти всех грехов» из-за царивших здесь в этот период декаданса свободных нравов.
Сальвадор состоит из двух частей (Верхний и Нижний город) соединенных подъемником Ласерда. Верхний город - место, где первоначально на холмах были построены основные административные здания и церкви, с целью обезопасить жителей от набегов индейских племен. Здесь расположены самые красивые особняки землевладельцев и торговцев, правительственные офисы, монастыри, лучшие произведения городской архитектуры. На фуникулере Ласерда Лифт можно спуститься в Нижний город. В прибрежной части находятся старый порт, современные кварталы, коммерческий и финансовый центр Сальвадора.
Интересно побывать на рынке Модело, где продаются изделия народного промысла и демонстрируют свое искусство мастера «капоэйры» - бразильского боевого искусства. Модело Маркет - место, где женщины Баии в белых колониальных платьях продают экзотические фрукты и различные кушанья с не менее экзотичными названьями (вата-пас, акараджес, ксинксинс).
Архитектура города представляет собой смесь колониального стиля со стилем модерн, симпатичные узкие улочки с разноцветными домами переходят в широкие проспекты бизнес-районов с современными строениями.
В Сальвадоре африканская и европейская культуры переплетены настолько тесно, что проходя по улицам мимо католической церкви, на отдаленных холмах можно увидеть освещенные вывески ритуалов Кандомбле. Подобные афро-бразильские культы не следуют традициям основных европейских и азиатских религий и не используют доктрину противопоставления и разделения добра и зла. При знакомстве с африканскими ритуалами европейцев шокирует, например, культ Эксу. Речь идет о божестве, имеющем признаки человека и животного и по всем приметам соответствующем нашему представлению дьявола. Для африканцев он всего лишь олицетворяет связь материального и духовного миров. В ритуалах Кандомбле Эксу действует как посланец между божествами и людьми. Он также отвечает за «временный» мир и ценности этого мира: деньги, любовь, защита от воров. Кандомбле - один из наиболее ортодоксальных культов, принесенных из Африки племенами наго и йоруба. В переводе с африканского это слово означает «танец во славу богов». Церемонии происходят в специальном доме касса-де-санто или терреиро. Конечно, не все действа открыты для посещения, но на некоторые из них можно попасть (желательно в сопровождении бразильца, знающего правила поведения во время ритуала). Особой одежды не требуется, но шорты не приветствуются. В доме нельзя находиться в головном уборе и курить, сидеть нужно именно на том месте, которое указал хозяин, чтобы не помешать участникам. В соответствии с данным культом у каждого человека есть «ориха» (божество и защитник), который помогает ему с момента рождения до самой смерти. Определить, какое божество является Вашим покровителем можно в процессе специальной церемонии. Хозяин «терреиро» бросает ракушки на полотенце и по тому положению, которое они заняли, может назвать имя «орихи». Эти божества могут быть мужского или женского пола, а могут и меняться в зависимости от времени года. Каждое из них имеет свою историю и свой характер. Борьба между божествами составляет историю Кандомбле.
Ракушки также играют главную роль в ритуале Жогу-дуж-Бузиос, во время проведения которого можно погадать на удачу, предсказать будущее и разъяснить, в каких отношениях с божествами Вы находились в прошлой жизни. Такие церемонии обычно посвящаются одному из могущественных божеств. Утром накануне праздника ему приносят в жертву животное, днем проводят песенный ритуал, чтобы привлечь внимание Эксу и затем поют во славу «орихас». Вечером начинается сама церемония. Во время ритуала танцуют только женщины. Они одеты в кружевные юбки, подбитые снизу обручем. Женщины двигаются медленно и грациозно, делают изящные движения руками, покачивают бедрами и поют на языке йоруба. Мужчины играют на барабанах африканские ритмы. Танцующие женщины входят в транс, начинают соединяться с «орихой» и двигаться в его манере. Ассистент поддерживает тех, кто дергается, дрожит и плохо стоит на ногах в трансе. Иногда зрители тоже входят в транс, хотя это не приветствуется. Одна из вошедших в транс и соединившихся с чествуемым божеством женщина покидает сцену и возвращается с человеком, одетым в костюм этого божества. Танец продолжается.
Карнавал в Сальвадоре не похож на более срежиссированный и с каждым годом все более коммерциализированный карнавал в Рио. Процессии движутся по всем улицам города, наполняя его огнем зажигательных танцев и искрометным весельем. Центром внимания являются «триос элетрикос» - электронная музыка, звучащая с грузовиков. Эти грузовики медленно движутся в окружении танцующей толпы по основным проспектам города. Выступления и шествия спонтанны, но приблизительный список событий всегда можно найти в газетах или центральном туристическом офисе Баиятурса.
Штат Баия стал родиной еще одного национального бразильского искусства — борьбы под названием капоэйра. История этого танца довольно необычна. Африканские рабы тренировались в боевом искусстве, готовясь совершить побег от хозяина или поднять восстание. Им приходилось практиковаться на территории фазенды, и чтобы скрыть свое занятие от надсмотрщика, они маскировали его под национальный танец. Как только дозорный докладывал о приближении плантатора или надсмотрщиков, борьба сменялась искусными па, выпадами, перекатами через спину партнера, забавными стойками на голове, прыжками и кувырками. Постепенно сформировался некий акробатический танец, исполняемый под дружные хлопки рук и звуки биринбао (музыкальный инструмент, выглядящий как удочка с натянутой вниз леской), звук которого изначально использовали как сигнал тревоги при приближении надсмотрщика. Этот танец был запрещен до 1920 г. и полиция отлавливала уличных танцоров. В 1930 г. Местре Бимба создал первую школу капоэиры, изменив акцент с первоначального назначения танца на его артистическое исполнение. Сейчас капоэйра соединяет в себе элементы борьбы, игры и танца. Вместо биринбао иногда используют такие ударные инструменты, как пандейро, реко-реко, атабаке. Капоэйра стала популярной не только в Баие, но и по всей Бразилии.
К северу от Сальвадора простираются прекрасные пляжи Баии - 1.200 км белого песка и кокосовых пальм. Городок Прайа-до-Форте славится своими фантастическими пляжами, старинными крепостями и фортами и, конечно, заповедником Тамар — настоящим домом морских черепах. В нем разводят пять видов черепах, находящихся на грани вымирания: большеголовых, черепах бисса, древесных, зеленых и кожаных. Вы можете увидеть гнезда и собственно черепах, прогуливаясь по берегу океана. Под охраной заповедника находятся более 550 гнезд, разбросанных вдоль побережья на 50 км. Некоторые яйца переносят из гнезд в инкубаторы, а вылупившихся из них животных сразу выпускают в океан. На зоологической станции в Прайа-до-Форте построено несколько бассейнов, в которых можно увидеть черепах самых разных видов и размеров. В музее Вам покажут видеофильмы и расскажут о жизни этих удивительных животных.
Прибрежный курорт Порто-де-Сауипе к северу от заповедника известен как «бразильский Канкун». На этом побережье построен огромный комплекс Кошта-до-Сауипе, состоящий из 5 шикарных отелей категории 5* и 6 «паузадаш» (национальные домики-виллы с 1500 апартаментов). Все проживающие на территории комплекса могут пользоваться услугами любого отеля или поузады, 18 полями для гольфа, озером для виндсерфинга, конноспортивным центром, 15 теннисными кортами. Здесь даже есть имитация бразильской деревни, выполненная в колониальном стиле, с типичными барами, ресторанами и лавками. Этот курортный комплекс популярен среди состоятельных бразильских семей и иностранцев, приезжающих познакомиться с Сальвадором.