admin
http://www.exotic-travel-club.ru
Телефон: +7 926 2113131
Тел./факс:
E-mail: request@exotic-travel-club.ru
Главная / Азия / Узбекистан / Что стоит увидеть

Что стоит увидеть в Узбекистане

Бухара
 
#5*  Архитектурный ансамбль Пои Калян (XII - XVII века),
(* - данные архитектурные сооружения и памятники вы можете посмотреть на плане города/соответствующего архитектурного комплекса)
Минарет Калян (что означает - великий) - главный символ священной Бухары. С его вершины созывали мусульман города к молитве. Господство минарета над священным городом означало, что его жители находятся под покровительством ислама. У подножия минарета возник центральный ансамбль Бухары - Пои-Калян (Подножие Великого). Минарет Калян имеет форму круглой башни диаметром в основании 9 метров и в верху 6 метров. Попасть в минарет можно с крыши соборной мечети, с которой он соединен переходом. Внутри башни находится спиралеобразная лестница со 104 ступеньками. Высота минарета 45 метров. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 году и упомянуто имя зодчего - Бако.
 
#1  Крепость Арк (I - XIX века):
Современный облик бухарская цитадель  Арк приобрела в период правления династии Мангытов (1747 - 1920 годы). В это время она была центром бухарской государственности. Здесь располагался дворец эмира, мечети, казначейство, правительственная канцелярия и тюрьма. Парадный вход в Арк выходит на городскую площадь Регистан. По краям массивных входных ворот стоят башни, соединенные вверху галереей. Над воротами раньше висела плеть, символизирующая силу и безграничную власть эмира.
 
#2  Мавзолей Саманидов (IX век):
Мавзолей Саманидов был построен на рубеже IX - X веков. По преданию основатель династии Исмаил Самани соорудил его для отца, а позднее мавзолей стал фамильной усыпальницей Саманидов. Предположительно здесь погребен сам Исмаил (умерший в 907 году), а так же его внук Наср II ибн Ахмад (умерший в 943 году), чье имя было обнаружено на деревянной доске над входом. За совершенство своих геометрических форм этот бухарский мавзолей признается шедевром мировой архитектуры. Он является наиболее древним строением Центральной Азии из обожженного кирпича.
В углах арочных входов в мавзолей расположен знак "динамического квадрата", точно передающий архитектурный план мавзолея. Этот квадратный знак воплощает собой космограмму, аналогичную круглым буддийским мандалам. 
 
#22, #23, #24  Комплекс Ляби Хауз - Ханака и Медресе Надира Диван-Беги (XV - XVII века):
Одним из наиболее популярных мест отдыха туристов считается Ляби-Хауз (в переводе - "берег бассейна"). Это самый крупный искусственный водоем средневековой Бухары. Он был вырыт около 1620 года между ханакой и медресе, построенных по приказу ханского визиря Надира Диван-Беги.
Первым из строений Ляби-Хауза Надира Диван-Беги возвел ханаку (место проживания и медитации суфиев). Это массивное прямоугольное строение с центральным крестообразным залом  под купалом худжрами в углах. Затем был сооружен бассейн, с другой стороны которого Надира Диван-Беги построил караван-сарай, впоследствии переоборудованный в медресе, на перестроенном портале которого изображены летящие птица феникс. 
 
#20  Медресе Кукельдаш (XVI век):
Медресе Кукельдаш относится к периоду правления Абдулла-хана II. Это одно из самых больших в Бухаре медресе. Оно имеет 160 худжр, расположенных на двух уровнях (этажах) по периметру двухайванного двора. Хдесь учился один из самых известных среднеазиатских писателей XX века Садр ад-Дин Фйни (1878 - 1954). Традиционные фасады медресе отделаны майоликой. Главный фасад, обращенный к Ляби-Хаузу, содержит вестибюль, мечеть и дарсхану.
 
#8, #9  Медресе Улугбека (XV век) и Абдулазиз-Хана (XVII век):
Первое из трех медресе построчных внуком Амира Темура Улукбеком (умершем 1449 году), было медресе в Бухаре. Другие два построены в Самарканде и Гиждуване. Строительство медресе завершилось в 1420 году. Первоначально медресе имело четыре купола и четыре минарета по углам. В 1585 году на фасады при реставрации была нанесена майоликовая облицовка. Медресе примечательно надписью на входной двери - "Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки".
Медресе Абдулазиз-Хана построено в середине XVII века напротив медресе Улугбека и превосходит его по масштабу и сложности декора. Абдулазиз, умерший в 1681 году, являлся одним из бухарских ханов династии Аштарханидов. Это медресе имеет традиционную планировку с двумя этажами худжр вокруг двора и мечетью на центральной оси.
 
#33  Мемориал Баха ад-Дина Накшбанда:
Недалеко от Бухары находится  мемориал покровителя Бухары - шейха Баха ад-Дина Накшбанда (умершего в 1389 году).
Мемориальный комплекс создавался на протяжении пяти столетий. Его центром является пятиугольный двор, где находится погребение шейха. Ко двору примыкают поминальные мечети XIX века. По периметру двора сооружен современный айван с деревянными колоннами. У входа находится некрополь шейбанидских правителей, где погребены Искандер-хан и его сын Абдулла-хан. Самое крупное здание мемориала - ханака с мощным купольным перекрытием на основе выступающих арок. Ханока носит имя шейбанида Абдалазиз-хана (умершего в 1550 году), по приказу которого она была построена.
 
#34  Чор-Бакр
Чор-Бакр - загородный некрополь шейхов из рода Джуйбарских сейидов, расположенный в селении Сумитан в пяти километрах к западу от Бухары. Джуйбарские сейиды занимали в Бухаре высшие государственные посты еще со времен Саманидов. Их мемориал возник у погребения основателя династии Абу-Бакра Саъада, которое составляет наиболее старую часть некрополя. Главный архитектурный комплекс создан во второй половине XVI века Абдулла-ханом II в связи  с погребением шейха Ходжа Мухаммада Ислама и его сына Ходжи Абу Бакра Саъада. Мухамад Ислам был преемником главы братства "накшбандийа" Махдум-и Азама Касани.
Некрополь Чор-Бакр представляет собой как бы "город мертвых", с улицами, двориками, фамильными дахмами и многочисленными надгробиями. Центральную часть мемориала занимает мечеть, ханака и медресе.
 
#35  Ситораи-Мохи-Хоса
Дворец Ситораи-Мохи-Хоса являлся загородной резиденцией бухарских эмиров. Он строился в течении двух дясителетий, начиная ч конца XIX столетия. Старый дворец начал сооружаться при эмире Абдуллахад-хане, который для изучения российской архитектуры специально отправлял группу бухарских мастеров в Петербург и Ялту. Используя российский опыт, группа местных зодчих во главе с Ходжа Хафизом возвела богатое строение, сочетающее местные бухарские и европейские традиции. Главную роль в этом дворцовом здании играл тронный зал, под арками которого во время приемов располагалась дворцовая элита. Новый дворцовый комплекс Ситораи-Мохи-Хоса был выстроен при эмире Алим-хане. Он включал в себя парадную въездную арку, внутренний двор с галереями, главный корпус европейского стиля перед Бассейном и дом эмирского гарема в глубине сада.
 
 
Самарканд
 
#2  Усыпальница Тамерлана - Мавзолей Гур Эмир (XVвек)
В XV веке Самарканд возрождается на месте Южного пригорода. Правитель западного чагатайского улуса Амир Темур (1336 - 1405) делает его столицей своего государства. В течении нескольких десятилетий Амиру Темуру удается создать огромную державу от Индии до Средиземноморья. Самарканд стал символом новой империи, где по велению Темура было развернуто масштабное строительство.
Накануне китайского похода Амир Темур скончался и был похоронен в Самарканде в Гур-Эмир, возведенном для его внука Мухаммад-Султана (1376 - 1403). Тот должен был стать преемником Тимура, но рано ушел из жизни. Сюда был перенесен также прах сейида Берке, считавшегося духовным наставником Амира Темура. Мавзолей был достроен во время правления другого внука Темура 0 Мирзо Улугбека. Тогда были построены восточная галерея и южные погребальные сооружения. В XV веке в Гур-Эмире было погребено еще одно значимое духовное лицо. Предполагают, что это - сейид Омар, сын бухарского шейха Амира Куляла.
 
#8, #9, #10  Площадь Регистан - Медресе Улугбека, Медресе Шер-Дор, Медресе Тиля-Кари (постройки XIV - XVII веков)
В XVI в. центральной площадью нового Самарканда стал регистан, что в переводе означает «песчаное место». Ранее здесь протекал канал, в связи с чем образовались наносы песка и ила. К Регистану радиально сходились шесть главных улиц города. Если при Темуре площадь была торгово-ремесленным центром, то при Улугбеке она становится духовным центром города. Здесь Улугбек построил величественное медресе, а напротив - суфийскую ханаку с огромным куполом. К XVII в. Старые сооружения Регистана пришли в упадок, и правитель Самарканда Ялангтуш-бий взамен ханаки Улугбека возвел медресе Шер-Дор, а затем на месте караван-сарая – Тиля-Кари.
Медресе Улугбека было сооружено в течение 1417-1420 гг. Его главный вход построен в виде огромного портала и перекрыт стрельчатой аркой пролетом в 15 м. Над аркой имеется мозаичное панно, символически изображающее звездное небо из пяти- и десятиконечных звезд. До постройки обсерватории Улугбека на территории медресе имелась площадка для астрономических наблюдений. Первоначально медресе имело 50 келий, где проживало более 100 студентов. Среди выдающихся учеников медресе – шейх Ходжа Ахрар и поэт Джами. В XX в. Был выпрямлен северо-восточный и юго-восточный минареты медресе, заново возведены купола, переложен свод главного портала и тимпан над ним.
Медресе Шер-Дор построено в 1619-1636 гг. и как бы является архитектурным повторением медресе Улугбека. По сторонам главного портала расположены ребоистые купола на высоких барабанах, возвышающиеся над двухэтажным фасадом. Наряду с геометрическим и растительным орнаментом в декоре медресе широко использованы исламские изречения. Особенно интересно заполнение тимпанов портальной арки: человеколикий, лучистый овал солнца и фигура тигра, набрасывающегося на лань. Отсюда и название «Шер-Дор» - «Тигров имеющее». Этот рисунок к середине XX в. был практически утрачен, но восстановлен в ходе реставрационных работ.
 
#15  Обсерватория Улугбека
При Улугбеке в Самарканде в 20-е гг. XV в. Была создана крупнейшая астрономическая обсерватория своего времени. Здесь в течение трех десятилетий при участии выдающихся астрономов Казы-Заде Руми, Джемшида Гияс-ад-дина Каши и Али Кушчи производились измерения движения небесных светил. Самаркандская обсерватория прославилась благодаря изданию «Зидж Улугбека», содержащего теоретическое введение и каталог 1018 звезд. В начале XX в. Место ее расположения было найдено самаркандским археологом В.Л. Вяткиным, который открыл подземные остатки огромного квадранта радиусом 40 м, предназначенного для наблюдения за Солнцем, Луной и другими светилами.
 
#14  Мемориал Шахи-Зинда
Возникновение мемориала Шахи-Зинда на склоне холма Афрасиаб связывают с именем Кусама ибн Аббаса – двоюродного брата Пророка Мухаммада. Известно, что он участвовал в первых походах арабов в Мавераннахр. Согласно легенде, Кусам был смертельно ранен у стен Самарканда и укрылся под землей, где продолжал жить. Отсюда имя мемориала «Шахи-Зинда», что означает «Живой царь». К X-XI вв. мученик веры Кусам ибн Аббас уже обрел статус исламского святого, покровителя Самарканда, и в XII-XV вв. вдоль дорожки, ведущей к его мавзолею, возникает комплекс мавзолеев и поминальных мечетей, своей изысканной красотой как бы отрицающих смерть.
 
 
#1  Городище Афрасиаб
В IX-X вв. Самарканд становится одним из главных культурных центров исламского Востока и первой столицей династии Саманидов. В западной части Афрасиаба обнаружены следы саманидского дворца с резными панелями. В IX-X вв. площадь внутренней части города достигает 220 га. К югу от него размещался пригород с базарами, мечетями, банями и караван-сараями. Город имел свинцовый водопровод. Широкое развитие получило производство китайской бумаги, вдоль Сиаба возникло множество мастерских, использовавших энергию водяных мельниц.
В XI-XIII вв. Самарканд стал столицей государства западных Караханидов и был окружен новыми защитными стенами. В цитадели был возведен дворец Караханидов. Культовое значение приобрело погребение Кусама ибн Аббаса, над которым возведен мавзолей. В начале XIII века Хорезмшах Мухаммад захватил Самарканд и на месте караханидского дворца возвел новый дворец, украшенный росписями. Но государство Хорезмшахов пало под ударом монголов, м после короткой осады Самарканд был захвачен Чингиз-ханом. Город сильно пострадал в период межчингизидских войн второй половины XIII в., что привело к полному запустению городища на Афрасиабе.
 
#2  Мавзолей и медресе Биби-ханым
Мечеть Биби-ханым сооружена по распоряжению Амира Темура как главная соборная мечеть Самарканда. Она должна была превзойти все виданное им в других странах. К сооружению грандиозного комплекса были привлечены зодчие, художники, мастера и ремесленники покоренных стран. Для подъема и перевозки грузов использовались слоны. Строительство мечети продолжалось 5 лет, во время которых Темур совершил далекий западный поход. Вернувшись, он остался недоволен постройкой и велел перестроить портал мечети, который посчитал недостаточно высоким.
В итоге соборная мечеть получила один из самых громадных порталов своего времени. Его свод был фланкирован мощными пилонами и минаретами высотой до 50 метров. Главный вход имел бронзовые двери, текст на которых гласил: «Звук огромных врат его, составленных из сплавов семи металлов, призывает молящихся семи климатов в дом Ислама». Эти ворота были увезены из Самарканда иранским шахом Надиром в 1740 г. Над воротами портала было написано: «Обиталище тварей все – лицемерие, обман и страсти. Все исключительно сосредоточено у порога чертога Господа Мира – и только…». В центре двора сегодня стоит изготовленный при Улугбеке мраморный пюпитр для священного Корана гигантских размеров.
 
 
И многое другое...
Последнее обновление  02.12.2020  
22:40
 

Rambler's Top100