По одной из версий, пампа на языке кечуа обозначает «ровная земля». Пампа представляет собой самые разнообразные ландшафты. В основном это равнины и холмы, покрытые лесом и кустарником, пустынные районы с соляными озерами, степи с высокими травами. Этот район расположен к западу от Буэнос-Айреса и считается местом появления легендарных гаучо. Изначально Пампа была заселена кочевыми индейцами керанди, которые были охотниками, рыболовами и собирателями. Они охотились на гуанако и страусов-нанду и были довольны жизнью вплоть до появления испанцев. Индейцы более пятисот лет противостояли завоевателям, не давая им основать безопасные поселения в пампах. Фактически сопротивление продолжалось до 1879 г., когда европейцы объявили жестокую войну на уничтожение жителей памп «Конкиста дель Десьерто». Далее регион развивался очень медленно, учитывая враждебные настроения местного населения, а также отсутствие золота и полезных ископаемых.
Испанцы, более заинтересованные в развитии экономики Лимы, оставляли первые поселения в Буэнос-Айресе ради преимуществ Перу и Парагвая. Одичавший рогатый скот и лошади быстро размножались и чувствовали себя превосходно на плодородных степях с сочной травой. В этот период и появились знаменитые гаучо, которые отлавливали диких лошадей и буйволов и загоняли их на ранчо. Жизнь этих ковбоев была вольной и беззаботной благодаря плодородным пастбищам памп, на которых они пасли свой скот, доставшийся им абсолютно даром. Мясо, шкуры и жир пользовались большим спросом. Для безбедной жизни нужно было просто обладать смелостью, ловкостью и дерзостью. Так что гаучо могли себе позволить весело пьянствовать в кабаках, играть и азартные игры и развлекаться с женщинами. Таким был образ местного ковбоя.
Политика диктатора Хуана Мануэля Роэаса позволяла использовать аргентинские земли для основания ранчо и поместий и защищала интересы сельскохозяйственной элиты. Поэтому хозяева ранчо богатели, строили небольшие мясоперерабатывающие фабрики, где солили и вялили телятину. Ранчо становились прибыльными и со временем привлекли внимание европейцев. Испанцы и итальянцы начали скупать огромные земли. Им нужна была рабочая сила, а найти кого-то лучше выносливых, знающих эти земли и сросшихся с седлом гаучо, было невозможно. Таким образом, ковбои постепенно потеряли свою свободу и независимость и стали работать на землевладельцев. Трудиться на ранчо устраивались и приезжие европейцы, что невероятно раздражало местных гаучо. В общем, славные дни аргентинских ковбоев прошили.
Но, как ни странно, именно в это время с большим опозданием появляется романтическая литература о независимых гаучо, их образ становится невероятно популярным. Гаучо стали символом экстремального, но романтического аргентинского национализма, известного как «аргентинидад». Никто не мог даже предвидеть такой популярности образа человека на лошади, одетого в поношенные штаны и кожаную шляпу, с острым ножом за поясом. Как и его северо-американский предшественник - ковбой, гаучо стал героем фильмов и книг. По иронии судьбы такую популярность аргентинские ковбои завоевали только в период угасании их эры.
Пампа и сегодня играет ведущую роль в снабжении сельскохозяйственной продукцией. Многие теперь занимаются возделыванием зерновых культур, а телятина из этих мест продолжает оставаться самой лучшей во всей Латинской Америке